Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой? Специалисты института физиологии детей считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных )импульсов, передающих от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Цель моей работы: разработать и апробировать упражнения  мелкой моторики рук для развития речи детей дошкольного возраста.

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

— интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

— совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

— систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

— дать знания родителям о значимости пальчиковых игр в интеллектуальном развитии детей;

Основными задачами пальчиковых упражнений являются:

1.Снять усталость и напряжение

2.Внести эмоциональный заряд

3.Совершенствовать мелкую моторику

4.Выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка  к рисованию, к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

В комплексе мер по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук применяю элементы пальчиковой гимнастики с предметами, например: с карандашом ( ручкой) и катушкой из – под  ниток, которая имеет свои отличительные особенности:

  1. Карандаш во время гимнастики для пальцев временно превращается в игрушку или занимательный предмет. Дети получают возможность поиграть с карандашом, доставляет удовольствие, снимает общую усталость, уменьшает психологическую нагрузку и дает возможность переключиться на другой вид деятельности.
  2. Умеренная дополнительная нагрузка при удержании карандаша, катушка во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений.
  3. Присвоение каждому упражнению названия, которое дети должны запомнить и соотнести его со зрительным образом (картинкой), служит средством для более легкого запоминания упражнения.
  4. Зрительный видео образ служит раздражителем, побуждающим осуществлять соответствующий стереотип движений какого-либо упражнения.
  5. Наличие у каждого комплекса упражнений пальчиковой гимнастики – ручкой и с катушкой – своего названия, а у катушки – двухцветного оформления, создающего для ребенка зрительную опору, способствует

также развитию моторной памяти и воспитанию зрительно – моторной координации.

Кроме того, проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной. А наличие рифмы положительно  влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего  обучающего эффекта. Развитие пальцевой моторики влияет на коррекцию звукопроизношения у детей.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти  провожу во время утренней гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром  и после сна . Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

В процессе работы над данной темой: «Мелкая моторика рук как средство развития речи детей дошкольного возраста» подготовила методические пособия:

— «Кыра о5олорго тарбах эрчиллиилэрэ, оонньуулара»2010год

— «Тыл оьуора» 2014год

-«Харандаас комотунэн тарбахха эрчиллиилэрэ»2016год

-Хомулук – оонньуу «Айыл5ам мастара, минньигэс бэлэхтэрэ»2016год

-«Мотуок комотунэн тарбахха эрчиллиилэрэ»2018год

Вывод: Таким образом развитие мелкой моторики  является стимулом для овладения детьми устной и письменной речи является одним из составных частей успешной подготовки к школьному обучению