Сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях детского сада отводится довольно много времени, хотя казалось бы зачем? Ведь уже с рождения ребенок обладает способностью воспринимать информацию из окружающего мира с помощью органов чувств. Однако не стоит забывать, что сталкиваясь с многообразием форм, красок, звуков, запахов ребенок не всегда может четко их дифференцировать и как результат информация может восприниматься с искажениями и поверхностно.

Предлагаемые игры и упражнения помогут педагогам ДОУ и родителям упорядочить представления ребенка, полученные им при взаимодействии с внешним миром, будут способствовать развитию внимания, воображения и наблюдательности.

Игры и упражнения

 

1. Прятки

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Попросите ребенка «спрятать» маленькие фигуры за большими.

2. Чудесный мешочек

В полотняной мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Ребенок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух  описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания.

3. Узнай по весу

Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу. Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольник из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из лото, строительного набора и т.д. Предложите ребенку подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы – «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.

4. Найди цвет

Дайте ребенку в руки 3 фигурки разного цвета (круг, квадрат и т.д.). Предложите ему пройти по группе и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

5. Бусы

Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить. Объясните, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

6. Угадай на вкус

Нарежьте на тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, редис, репа и т.д.). предложите ребенку закрыть глаза и разжевать какой – нибудь кусочек. Спросите, что это был за  вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

7. Кто летает

Объясните ребенку, что будете называть  разные предметы, животных, птиц. Если это что – нибудь летающее пусть он поднимает ручки, нелетающее – хлопает в ладоши.

8. Подбери фигуры

Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры , а также несколько самих фигур. Предложите ребенку, подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

9. Большой и маленький

Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д. Попросите ребенка из каждой пары выбрать больший. Можете попросить разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

10. Заклей дырки

Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадрат, круг, треугольник. Наклейте картинку «с дырками» на мост белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

11. Угадай, что я делаю

Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять. Показывайте, без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т.д., а ребенок называет действия. Затем поменяйтесь ролями.

12. На что похоже?

Взрослый показывает детям силуэт ладони (при этом его можно поворачивать в разные стороны), спрашивает:

На что это похоже? (рыбку, осьминог, птица и.т.д.) Затем детям предлагается обвести свою ладошку на лист бумаги и с помощью карандашей «оживить ладошку, дорисовав на ней какие – нибудь детали.

13. Найди пару

Игре предшествует занятие по аппликации, укрась носочек. Незнайка растерял все свои носочки, он просить детей помочь ему разобрать их, подобрав к каждому пару – соответствующий по цвету и рисунку носок.